Технология создания 3D звука

         

"В один мешок их всех, да в каньон…"



"В один мешок их всех, да в каньон…"

Так думал я, разглядывая в монокль многочисленные компоненты, густо украшающие "мать" и "дочку". Действительно, начиная с "дочки" карта удивляет основательностью, но… Так, в качестве приемника и передатчика - конвертеров переданных по линии S/PDIF звукоданных в формат внутренней шины устройства и обратно выступают такие знаменитые приборы, как CS 8414 и CS 8404 фирмы Crystal Semiconductors. От аналогичных устройств предыдущего поколения, таких, как хорошо знакомые всем аудиофилам CS 8412 и CS 8402 эти отличаются тем, что могут принимать и передавать звукоданные в форматах вплоть до 24 бит/96 кГц, в то время, как "предки" ограничивались 24 бит/55 кГц - максимум. Роднит же "отцов" и "детей" то, что и те, и другие могут работать также и с данными, передаваемыми по протоколу AES/EBU (cтандарты AES 3-1985, ANSI S4.40-1985 и IEC958 1989-03, часть II). Подробнее обо всем этом смотрите в статье "Подключение звуковых карт к внешним DAC".

Для будущих же владельцев карты важно то, что возможна передача и прием звукоданных по протоколу AES/EBU, но по электрической линии S/PDIF или оптической TOS-Link. Ряд устройств, например служивший мне долгие годы DAT-магнитофон SV-3700 фирмы Panasonic, способны к такому способу обмена данными. Для устройств же, способных работать по протоколу AES/EBU лишь при передачи оных по симметричной линии с разьемами XLR, что и предусмотрено как основа этим стандартом, карта DMX может выступить товарищем лишь при использовании переходников, согласующих электрические параметры устройств. Фирма предлагает следующие варианты схем переходников:

В инструкции, прилагаемой к карте, на стр. 40 имеется ссылка на сайт/страницу с которого взяты обе схемы, и где можно найти ряд иных вариантов: www.hut.fi/Misc/Electronics/docs/old/spdif.html. На мой взгляд подобное решение не слишком надежно, ибо следствием его станут проблемы с девиацией несущего звукоданные сигнала, что, в свою очередь, может повлечь за собой временные нестыковки при поступлении звукоданных на конечный ЦАП, т. е. пресловутый "джиттер". Немцы также не дают никаких гарантий по работоспособности карты в этом режиме.

Однако "дочка" внушает оптимистические мысли о том, что карта сможет работать с данными формата до 24 бит/96 кГц. Так ли это? Отправившись дальше, мое око с моноклем перевело взор на карту - "матушку", где узрело микросхему AD 1893, находящуюся ровно посередине между "Каньоном" и внешним аудиоинтерфейсом карты. AD 1893, производимая славной фирмой Analog Devices, является не чем иным, как конвертером, преобразующим входные звукоданные из практически любого формата, переданные как по S/PDIF, так и по AES/EBU, в формат представления 16 бит/48 кГц. Напротив, выходные данные из формата 16 бит/48 кГц могут быть преобразованы, например, в 24 бит/44,1 кГц и отправлены внешнему устройству в формате и по шине AES/EBU. AD 1893 является, к тому же, приемником и передатчиком и в принципе не нуждается в помощи таких приборов, как CS 8414 и CS 8404. Транскодер-конвертер - вот что такое AD 1893, входящий в серию "SamplePort" вместе с "родителями" в лице 1890 и 1892. Для чего выпускаются подобные девайсы?

А вот для чего - они очень популярны среди производителей ресиверов для домашнего кино, которые начиняют их копеечными ЦАПами, а затем вопят: "Совместим с DVD-Audio! Готов к SACD! 96/24 - Ready! Ура, товарищи!". В нашем случае все дело в пресловутом "Каньоне", который неспособен принимать и отправлять звукоданные в форматах, отличных от 16 бит/48 кГц, также, кстати, как и всеми любимый EMU10К1 фирмы Creative Labs. Inc. К слову, AU8830 совершенно спокойно принимает и передает звукоданные на частотах дискретизации 32 и 44,1 кГц. Последняя издревле является моей любимицей.

Содержание раздела