Технология создания 3D звука

         

Активные студийные мониторы ближнего поля M-Audio Studiophile SP-5B



Активные студийные мониторы ближнего поля M-Audio Studiophile SP-5B

Наверняка для многих не секрет, в чем отличие студийных мониторов от всей прочей акустики. Как мы уже писали в статье Активные мониторы ближнего поля Event Project Studio 6, мониторы в первую очередь отличаются достоверным и правильным звучанием. Прежде всего это необходимо в студиях для работы над музыкальным материалом.

Сегодня мы рассмотрим активные мониторы ближнего поля Studiophile SP-5B от Midiman. Производитель знаком нашим читателям по весьма удачной (недорогой и качественной) профессиональной звуковой карте M-Audio Audiophile 2496.

На этот раз компания Midiman, владелец торговой марки M-Audio, привлекает к себе внимание не менее любопытным изделием. К характерным особенностям модели Studiophile SP-5B стоит отнести относительно невысокую стоимость (чуть менее $500 за пару), небольшие габариты, раздельное усиление и подключение ВЧ- и НЧ-головок (bi-amping и bi-wiring), качественное звучание и оригинальное исполнение твитеров. Более подробно обо всем этом чуть ниже.


Активные мониторы ближнего поля M-Audio Studiophile SP-5B

В продаже мониторы SP-5B можно встретить в красивой упаковочной коробке стандартного исполнения, для изделий под маркой M-Audio: с левой стороны находится вертикальная полоса с названием, справа — фотография изделия. В комплекте идут две активные колонки, шнуры питания и кратенькое руководство пользователя.

Давайте посмотрим на технические характеристики мониторов ближнего поля Studiophile SP-5B заявленные производителем.



Тип Двухполосные активные мониторы ближнего поля
ВЧ-динамик 2,5 см (1"), купол из натурального шелка, шарнирное крепление, магнитное экранирование
НЧ-динамик 13,3 см (5,25"), резиновый подвес, магнитное экранирование
Мощность
ВЧ-усилителя
33 Вт
Мощность
НЧ-усилителя
42 Вт
С/Ш 100 дБ в полосе 20 кГц
Диапазон воспроизводимых частот 33 Гц — 22 кГц
Частота среза кроссовера 2700 Гц
Материал корпуса МДФ, ламинированный винилом
Размеры 166 х 250 х 200 мм
(Ш х В х Г)
Вес 5 кг (каждая колонка)

При установке мониторов на рабочий стол не возникает проблемы с поиском свободного места. Размеры колоночек позволяют расположить их на столе без особых трудностей. Говоря о положении мониторов относительно положение слушателя, важно отметить, что прежде всего мониторы должны быть развёрнуты непосредственно на точку, где находится голова слушателя. В свою очередь желательно, чтобы эта точка образовывала с мониторами равносторонний треугольник. При этом, ось каждого из высокочастотных динамиков должна быть нацелена на уши слушателя. Все это необходимо при работе над звуком для того, чтобы более точно отслеживать огрехи и неточности с целью их дальнейшего устранения.


Мониторы M-Audio Studiophile SP-5B рядом с 17" монитором

По этому поводу хочется рассказать об интересной шарнирной конструкции крепления ВЧ-динамика (твитера). Сама высокочастотная головка помещена в герметичный корпус, который вращается в любую сторону с ограничением по углу в 20 градусов.


Оригинальная шарнирная конструкция крепления ВЧ-динамика (твитера)

Сама по себе конструкция ни в какой степени не ухудшает звучание, а является как приятным бонусом призванным помочь проблеме точного нацеливания твитеров на уши слушателя. Теперь не придётся точно выбирать высоту подставок и угол ориентации всей колонки. Достаточно лишь повернуть ВЧ-динамик, и дело с концом.

На практике, ВЧ-динамик у мониторов не имеет ярко выраженной диаграммы направленности, так что особой точности в ориентации твитеров не требуется. Однако, данная возможность нам весьма понравилась. Может быть эффективность подобного инженерного решения и не столь высока, но само осознание того, что ВЧ-динамики направлены правильно и амплитудно-частотные искажения минимизированы, очень ободряет.


Специальная формованная поверхность диффузора сделана для увеличения жёсткости и снижения искажений в переходной зоне

Не менее интересен СЧ-динамик. Конус диффузора изготовлен из оригинального формованного материала, чем-то напоминающего наклеенную на бумагу пружину из очень тонкой проволоки. Гибкий подвес сделан из мягкой резины. Диффузор среднечастотника огибает металический обруч. Вероятнее всего он применён из дизайнерских соображений. В его верхней части встроен индикатор питания, который в рабочем режиме горит красивым фиолетовым цветом. Материал корпусов, естественно, дерево (если точнее, МДФ). Толщина стенок корпуса составляет 16 мм. Для таких габаритов колонок и размеров динамиков такая толщина вполне оправдана.

Единственным небольшим недостатком мониторов, пожалуй, является расположение отверстия фазоинвертора на задней панели. Как вы понимаете, по этой причине колонки не получится поставить вплотную к стене. Придётся отставить мониторы от ближайшей вертикальной преграды хотя бы на 20 см. Но это лишь скромная плата за такие небольшие габариты мониторов и их функциональность.


Задняя панель корпуса имеет абсолютно одинаковый
внешний вид для обеих колонок

Задняя панель выполнена стандартно: разъем питания (отдельный на каждой колонке), выключатель питания, регулятор громкости, два линейных входа. Подключение осуществляется двумя способами: через разъем ХLR (только балансное подключение) и TRS-джек (возможно как балансное, так и не балансное подключение). Входная чувствительность, заявленная производителем, составляет 200 мВ. Это позволяет подключать источники даже с нестандартно слабым уровнем линейного сигнала. Естественно, наилучший вариант подключения студийных мониторов к компьютеру — через микшерный пульт.

На предоставленной в паспорте мониторов блок-схеме изображен двухполосный усилитель с кроссовером четвертого порядка. На входе стоит регулятор уровня и фильтр инфранизких частот.


Блок-схема двухполосного усилителя одной из колонок

(Подобная же схема усилителя применяется в любых других высококачественных студийных мониторах. К примеру, во вдвое более дорогих Event 20/20 bas, стоящих в нашей звуковой тестовой лаборатории).



Содержание раздела