Технология создания 3D звука

         

Пытки "Каньона"



Пытки "Каньона"

Итак, стало ясно, что Canyon3D является модификацией агента Maestro 2 EM, с которым его роднят одинаковые принципы взаимодействия с шиной PCI, сообщение с внешним АЦП/ЦАП (кодеком) по шине AC-Link, 64 - голосный синтезатор по таблице волн, совместимый с форматами DLS 1 и DLS 2, прием и передача звукоданных по шине I2S (формат внутренней аудиошины большинства сидюков), открывающие возможность как подключения внешних конвертеров для обмена по линии S/PDIF, так и использование обоих чипов во всяческих Internet-приставках и интерактивных сидюках с применением обычных для мира аудио АЦП и ЦАП. В данной карте в качестве АЦП/ЦАП для работы с аналоговыми источниками и связью с внешним усилителем по аналоговому тракту служит наш старый знакомый - STAC 9704 фирмы SigmaTel, связанный с "Каньоном" при помощи шины AC-Link. В комплект входит простецкий кабель-переходник с гнезда "мини-джек" на пару RCA.

Отличия состоят в большей вычислительной мощности Canyon3D, что позволяет аппаратно обрабатывать большее количество потоков Direct Sound и Direct Sound 3D. Кроме того, Maestro 2 был способен лишь к аппаратной обработке DS и DS3D потоков лишь в формате до 16 бит/22,05 кГц, а "Каньон", подобно AU8830, может работать с потоками формата 16 бит/44,1 кГц и 48 кГц. Я проверил этот факт при помощи Audio WinBench 99 и убедился в том, что лазутчик не врет. Наконец, испытуемый заявил об аппаратной совместимости с алгоритмами A3D фирмы Aureal, EAX от Creative, MultiDrive и MacroFX от Sensaura.

На диске, прилагаемому к карте, имеется демонстрационная программа, разительно напоминающая "A3D Race" от Aureal. Также три источника звука летают по кругу. Между тем в характере эффектов есть и разница. Так, уровень звука от каждого из обьектов в версии от Sensaura меняется не плавно, как в случае с A3D, а скачкообразно, причем весьма хаотично, что очень досадно, и позволяет говорить скорее о недостатках, нежели о достоинствах. В случае же с A3D уровни меняются плавно и корректно относительно положения виртуального слушателя. В случае с другим демо, изображающим виртуальную детскую комнату, ситуация была чуть лучше, но не более того. Тем не менее я не исключаю появления игр, в которых проявятся не только недостатки, но и достоинства разработок Sensaura. Перейдем к другим алгоритмам. В случае с A3D и ЕАХ все в точности соответствует заявленным данным. Карта совместима с A3D 1.хх и эффекты, скрывающиеся за понятием "wavetracing" ей недоступны. Иными словами при игре в "Half Life" вы лишены удовольствия слушать сочные, богатые обер и унтертонами, звуки металла гудящей в шахте ракеты, газовой трубы в депо и многих других удовольствий, вроде разного тона свиста пуль, отскакивающих от разных поверхностей в зависимости от вашего положения относительно их. Вместе с тем плавная регулировка уровней громкости звуков от разноудаленных источников сохраняется

Об этом же говорит и "Минерва" фирмы Aureal, правда количество аппаратных DS3D - буферов, реализуемых картой (драйверами?) всего 8 против 32х у AU8830 и 64 DS - буфера против 96ти. Скорее всего, это - правда. В моей любимой игре "X Beyond the Frontier" мне пришлось уменьшить количество одновременно воспроизводимых звуков до 8-ми против 32х, к которым я привык благодаря SQ Digital от Aureal. В противном случае игра висла, и ее приходилось закрывать командой "End Task". Кроме того неприятности наблюдались как резкие искажения звука во время наблюдения за удаленными обьектами в бинокль, что совершенно исключено при игре с SQ Digital. В случае же с ЕАХ все было замечательно. Я вволю наигрался в "Rogue Spear" и буду краток - карта с лихвою способна заменить вам Live! Platinum практически во всех аспектах. В том числе и в таком, как работа с серьезными приложениями, для чего многие и захотят купить эту карту. Также буду краток. При работе с серьезным звуком у обеих карт наблюдаются досадные погрешности с балансом между тихими и громкими звуками, сложные композиции звучат шероховато и упрощенно. Даже против Super Quad Digital фирмы Aureal. Мизерные с виду временные нестыковки, возникающие в результате частых преобразований частоты дискретизации в аудиотракте обеих карт дают о себе знать на слух, и не лучшим образом. Карта никогда не сможет заменить такие устройства, как Montego II Home Studio, EWS 64 или ZA-2, по крайней мере для опытного слушателя.

Другим, и более серьезным, недостатком комплекта карты является процесс установки драйверов. К сожалению, inf - файлы на прилагаемом к карте диске писаны явно вредителями. Я промучался с установкой драйверов более 8-ми часов из-за того, что названия файлов целого ряда устанавливаеваемых компонентов не соответствовали писанному в inf - файлах. После долгих импровизаций мне удалось заставить карту работать, кроме ее MIDI - интерфейса. Это нельзя признать недостатком самой карты как устройства, однако драйверописатели из TerraTec явно не сильно усердствуют. Ясно одно, что Live! Platinum получил серьезного конкурента с большими возможностями и меньшими недостатками.

P. S. Карта тестировалась на следующей машине:

  • Материнская плата FIC VA 503+ (PCB v.1.2a, L2 - кэш 1024 кбайт)
  • ОЗУ 192 Мбайт РС 100 (8 и 7 нс., 64 и 128 Мбайт, NPC и Fujitsu соответственно)
  • Диски: ST 11900 N и WDE 4306-03/12, плюс CD-ROM Toshiba ХМ-6201 ТА на контроллере Tekram DC-390 U, CD-R - рекордер HP-6020 ES (внешн.) на контроллере Adaptec AHA-1510B.
  • Видеоадаптер: Diamond Viper 770 Ultra
  • Процессор: AMD K6-2 366 МГц (66х5,5)
  • Звуковые карты: ZA-2 фирмы Zefiro Acoustics и Super Quad Digital фирмы Aureal Semicon, вместо последней карта TerraTec DMX и подключалась.

Карта подключалась к внешнему процессору, ЦАП - конвертеру и предусилителю Sony TA-E2000 ESD при помощи кабелей Digital Z фирмы AudioQuest (коаксиальный S/PDIF) и Light Speed Digital фирмы Monster Cable (стекловолокно, TOS-Link). Прослушивание проводилось при помощи наушников Sony MDR - 94.

Карта DMX предоставлена компанией "Мультимедиа Клуб"

Роман Пашарин aka Лорд Килра (kilhra@aha.ru)
Опубликовано -- 23 февраля 2000 г.
 
Содержание раздела