Режим 16 бит 44,1 кГц используется при прослушивании музыки CD и MP3, а также при воспроизведения звука в играх. Этот режим можно назвать основным, или рабочим, для любой звуковой карты. И здесь нас поджидает сюрприз. Для Extigy можно вручную указать частоту передачи аудио по шине USB, а вместе с тем, похоже, и опорную частоту семплирования (ту, в которую будут пересчитываться все остальные частоты). Creative рекламирует эту возможность как опцию для снижения нагрузки на процессор и шину USB.
Для цифрового выхода, к сожалению, частота 44,1 кГц в текущих драйверах отсутствует. В любом случае, как и для Audigy, во избежание ненужных передискретизаций и проблем с синхронизацией при передаче цифрового сигнала для цифрового выхода лучше выбрать режим 48 кГц.
Тестируемая цепь: Extigy Line Out - WT2496 Line In
Режим работы: 16 бит 44100 Гц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | -0.12, +0.36 | Хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -93.6 | Очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 91.1 | Очень хорошо |
Нелин. искажения, %: | 0.003 | Отлично |
Интермод. искажения, %: | 0.167 | Средне |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -91.5 | Отлично |
Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)
Очень хорошие результаты! По сравнению с Audigy интермодуляционные искажения уменьшились на порядок - с 1,198% до 0,167%. Нелинейные искажения снизились с 0,124% до 0,003% - явный прогресс!
Этот вывод подтверждается внешним видом спектрограмм.
IMD Audigy vs. Extigy в режиме 16 бит 44.1 кГц
при максимальном уровне сигнала
THD Audigy vs. Extigy в режиме 16 бит 44.1 кГц
при максимальном уровне сигнала
Но если у Audigy и Extigy одинаковые кодеки, что за ерунда происходит с нелинейными искажениями? Ответ такой: имеющиеся проблемы обусловлены различиями в аналоговых цепях фронтальных каналов. У Audigy стоит мощный операционный усилитель, способный держать нагрузку при подключении низкоомных наушников. Поэтому исторически качество фронтального канала карт Creative было ниже, чем у тылового. Существуют даже специальные KX-драйвера (к сожалению, не поддерживающие акселерацию DirectSound), в которых каналы специально меняют местами.
Для проверки этого факта мы подпаялись у Audigy прямо к выходу с ЦАПа, к фронтальному каналу. Для каких-то служебных целей на микросхеме выведены инвертированные выходы фронтального канала (VOUT1N - 29, VOUT2N - 31), которые не задействованы в схеме карты. Благодаря этому обстоятельству, мы получили возможность сравнить звучание, мгновенно переключаясь с кодека на фронтальный выход карты. Повторять сей эксперимент мы рекомендуем только тем, кто знаком с радиоэлектроникой.
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | -0.31, +0.00 | -0.23, +0.01 | -0.28, +0.01 | -0.27, +0.01 | -0.27, +0.01 | -0.01, +0.07 |
Уровень шума, дБ (А): | -85.8 | -92.5 | -93.1 | -89.3 | -87.4 | -97.0 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 83.2 | 89.3 | 90.0 | 86.3 | 84.9 | 92.8 |
Нелин. искажения, %: | 0.002 | 0.002 | 0.124 | 0.047 | 0.002 | 0.002 |
Интермод. искажения, %: | 0.017 | 1.198 | 1.198 | 1.191 | 1.190 | 0.006 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -87.3 | -94.2 | -89.5 | -81.3 | -85.1 | -97.7 |
Сравните в таблице THD (нелинейн. искажения, %) для Audigy Codec Max vol и Audigy Front Max vol. По цифрам выходит потрясающая разница -0.002% против 0.124%. На слух же отличия, к сожалению, не столь заметны. При этом сигнал с кодека раза в два слабее по мощности. Следует также учитывать, что наушникам необходим мощный буферный усилитель, иначе при средней и высокой громкости на низкоомной нагрузке возможна перегрузка выходного каскада. На эту проблему часто жалуются обладатели материнских плат со встроенным кодеком, где наушники работают с большим уровнем искажений.
Картинка ниже иллюстрирует данную ситуацию, а также то обстоятельство, что значение искажений растёт пропорционально уровню сигнала. При этом соотношение сигнал/шум будет наилучшим при максимальном уровне сигнала.
Как соответствующим образом доработать звуковую карту, описано в статье Доработка звуковой карты установкой усилителя для наушников.
Переходим к тестированию режима 16 бит 48 кГц. Он используется при просмотре DVD и MPEG4 фильмов, при прослушивание музыкальных концертов на DVD со звуковой дорожкой в несжатом формате (PCM).
Тестируемая цепь: Extigy Line Out - WT2496 Line In
Режим работы: 16 бит 48000 Гц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | -0.23, +0.01 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -94.4 | Очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 91.9 | Очень хорошо |
Нелин. искажения, %: | 0.003 | Отлично |
Интермод. искажения, %: | 0.007 | Очень хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -94.2 | Отлично |
Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)
В этом режиме изделия Creative традиционно сильны. Посмотрим, как обстоят дела у Extigy в сравнении с Audigy.
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | -0.23, +0.01 | -0.61, +0.01 | -0.72, +0.01 | -0.72, +0.01 | -0.72, +0.01 | -0.01, +0.08 |
Уровень шума, дБ (А): | -94.4 | -93.2 | -93.9 | -90.2 | -88.3 | -97.1 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 91.9 | 90.1 | 90.7 | 87.3 | 85.6 | 93.1 |
Нелин. искажения, %: | 0.003 | 0.003 | 0.136 | 0.051 | 0.003 | 0.001 |
Интермод. искажения, %: | 0.007 | 0.010 | 0.093 | 0.037 | 0.017 | 0.005 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -94.2 | -92.2 | -92.8 | -83.0 | -84.5 | -96.1 |
Фронт Audigy показывает чуть больше искажений, показатели сигнала с кодека практически идентичны параметрам Extigy. Впрочем, для прослушивания музыки в наушниках на Audigy можно просто использовать тыловой выход, переведя карту в режим 4 speakers, когда фронт и тыл дублируются.
А теперь ознакомимся с тестами в режиме 24 бит 96 кГц, на поддержку которого компания Creative акцентирует наше внимание. В статье про Audigy я назвал этот режим первым блином, который у Creative вышел несколько комом. Проблема в том, что EMU10K2 работает на частоте 48 кГц, так что 96 кГц воспроизводится с передискретизацией. Это всё равно, как если бы видеокарта работала в режиме 1280 на 960, но картинку просчитывала в 640 на 480, а для вывода в больший режим использовала интерполяцию. Эдакий «антиалиасинг наоборот».
Тестируемая цепь: Extigy Line Out - WT2496 Line In
Режим работы: 24 бит 96000 Гц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | -0.36, +0.01 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -91.3 | Очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 88.6 | Хорошо |
Нелин. искажения, %: | 0.003 | Очень хорошо |
Интермод. искажения, %: | 0.031 | Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -90.0 | Отлично |
Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)
Переживать, опять же, преждевременно. Записей в этом режиме пока что нет, исключая экзотику вроде DVD Audio и студийные фонограммы. Режим 24 бит 96 кГц скорее всего будет интересен только музыкантам. Но, поскольку Extigy вряд ли подходит для профессионального использования, не будем уделять этому режиму много внимания. Отметим лишь, что по сравнению с Audigy немного выправилась АЧХ.
На мой взгляд, после поспешного выпуска Audigy прописанные медитации пошли инженерам Creative на пользу. Если так пойдёт и дальше, мы в недалёком будущем дождёмся соответствия пресс-релизов реальному положению вещей.
АЧХ Audigy vs. Extigy в режиме 24 бит 96 кГц
при максимальном уровне сигнала
Сравнение Extigy и Audigy в этом режиме носит чисто познавательный характер. Для геймера режим 24/96 бесполезен, а музыкант скорее купит себе профессиональную звуковую карту на Envy24 и кодеке AKM. К слову, записывать в режиме 24/96 Audigy не может вовсе. Extigy делает какие-то попытки, но с существующими драйверами результат ужасен. К этому мы вернёмся чуть позже.
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | -0.36, +0.01 | -4.89, +0.00 | -4.99, +0.00 | -5.00, +0.00 | -5.00, +0.00 | -0.01, +0.06 |
Уровень шума, дБ (А): | -91.3 | -93.4 | -93.7 | -89.7 | -86.5 | -98.9 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 88.6 | 90.9 | 91.4 | 87.3 | 84.4 | 96.4 |
Нелин. искажения, %: | 0.003 | 0.003 | 0.122 | 0.046 | 0.003 | 0.003 |
Интермод. искажения, %: | 0.031 | 0.035 | 0.052 | 0.043 | 0.049 | 0.004 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -90.0 | -92.8 | -84.8 | -82.2 | -88.8 | -96.6 |