Технология создания 3D звука

         

Вторая серия тестов: наушники



Вторая серия тестов: наушники

Чтобы усложнить жизнь тестерам и привнести в эксперимент некоторое разнообразие, было решено послушать в наушниках низкобитрейтовые композиции в MP3. Проигрыватель WinAmp, декодер Фраунгофер.

Композиция 1. Todd Terry "It's Over Love". Довольно милая песенка в стиле "три притопа, два прихлопа" с красивым и профессиональным женским поп-вокалом неизвестной темнокожей красавицы. Хорошая работа диджея и музыканта Тода Терри.

Мнения разделились: мне понравились все карты, но особо Theater XP (в наушниках разработчики из Hercules добавили низких и высоких: налицо аппаратный фейк! :) ) Помощника вдохновили Creative Live! и Philips SE. Что ж, у каждого свои уши и предпочтения.

Композиция 2. Nana "He's coming". (Не путать с пост-сов-поп группой "На-На"!) Серьёзная гангста-рэп баллада о тяжёлой жизни маза-фака ниггас с очень приятным оперным дуэтом в припевах, обволакивающими подкладами и пронизывающими колоколами в куплетах. "Не бойся, девочка, черномазый придёт и возьмёт тебя с собой".

Мне понравилась WT2496, остальные тоже звучали неплохо. Помощник выбрал Live! и Philips, приписав почему-то "звук не очень". Видимо, очень испугался текста песни. :)

Композиция 3. T-Power "Mutant Jazz". Середина 90-х, классика тек-степа, современная электронная музыка (для экспериментов над своим мозгом). Семпл живого саксофона и различные звуковые галлюцинации по ходу композиции вводят в глубокий транс. Очень сложная композиция ещё и в том плане, что оцифрована с кассеты и сжата в MP3. Для уха, привыкшего к "чистеньким" CD-DA, это довольно шумная запись и серьёзное испытание. Тем не менее, возможно, она будет интересна обладателям музыкальных архивов.

Лично я не услышал особой разницы между картами. Звук был одинаково средненький, кроме одного случая, который и оказался референсной WT2496. Помощник тоже растерялся в поиске отличий, но отдал-таки предпочтение карте Live!.



Карта Todd Terry Exp1 Todd Terry Exp2 Nana Exp1 Nana Exp2 T-Power Exp1 T-Power Exp2 Средняя оценка
EgoSys WT2496 4+
неяркие высокие
4
ровное звучание
5
очень хорошо
4
неплохое звучание
4+
чуть лучше остальн
4
неплохо
4,3
Philips Seismic Edge 4+
очень неплохо
4+
хорошо
4
срезаны высокие
4+
звук не очень
4
звук одина-ковый
4
неплохо
4,3
Creative SBLive! 5.1 4+
очень хорошо
5
очень хорошо
4+
очень хорошо
5
очень хорошо
4
звук одина-ковый
4+
хорошо
4,5
Hercules Theater XP 5
очень прикольно
4
плохие высокие
4+
неплохо
4
басов меньше
4
звук одина-ковый
4
неплохо
4,3

В итоге каким-то чудом Live! опять же с мизерным относительным перевесом набрала максимальное количество баллов. Мы с помощником в один голос воскликнули: "Как уже надоел этот Лайв!" Делайте выводы, господа...

Лично мне было немного обидно, что карта WaveTerminal не набрала максимальное количество очков во втором тесте и получила лишь небольшое преимущество в первом. Перед тестированием я всё-таки полагал, что разница окажется существенной даже на такой недорогой аппаратуре. Однако тесты показали только, что она есть и не более того.

С другой стороны, некая закономерность результатов позволяет говорить об их некоторой условной объективности. Что интересно - в силу несовершенства исходного материала при наложении своеобразных красок эффекты на картах получались разные. Какие-то композиции начинали звучать лучше, а какие-то - хуже. Референсная карта была примечательна минимальной окраской и относительной "глубиной и широтой" звучания.

Что касается героя тестирования - Philips Seismic Edge, то он если не выбился в лидеры, то и нигде не отстал. Это хороший результат для новичка. Кстати, за воспроизведение музыки через наушники карта более чем в половине случаев получила оценку "очень хорошо" благодаря какой-то специальной обработке звука (хотя всё было отключено). Кажется, что звук из головы (как при пресете 2 и более колонок) вынули и поместили в пространство (к слову, до сих пор остаётся загадкой предназначение в Live! пресета "наушники", так как при его выборе с тембром звука происходит что-то страшное).

Коррекции тембра при этом замечено не было. Однако регуляторы тембра в настройках карты присутствуют и работают отлично. Не хуже чем у Live!, а уж это что-то да значит.

Для конфигурации из двух колонок карт от Philips при прослушивании стереоисточников можно выбрать фирменный алгоритм расширения стереобазы QXpander. Выбор этого эффекта делает звучание действительно объёмным. При этом некую дополнительную "глубину" даёт небольшая качественная реверберация. QSound Labs "собаку съела" на алгоритмах трёхмерного звука на 2 колонках, так что никаких нареканий к её алгоритмам у меня никогда не возникало. В данном случае наличие мощного DSP от Philips позволяет накладывать все эти эффекты в реальном времени, в том числе на аналоговые источники: Line In, Mic, CD, Aux In. И, конечно же, по качеству QXpander заметно превосходит тот псевдотрёхмерный звук, который зашит, скажем, в кодеки SigmaTel.

DVD QSurround - виртуализация 4 или 5.1-колонок через 2. Требуется поддержка декодирования и посыла на 6 виртуальных аналоговых выходов программным DVD-плеером. Прослушивание на нескольких DVD-трейлерах выявило очень приличное качество данного режима воспроизведения. Если не слишком вслушиваться и намеренно не искать отличия от 5.1-режима, а отдаться происходящему на экране действию, то можно вообще не заметить отличия от многоканального режима! Мы уже видели такую технологию у Sensaura, только там она называется Virtual Theater Surround. Качество виртуализации от QSound и от Sensaura одинаково высокое. Преимущества Sensaura заключаются в уйме тонких настроек под конкретную акустику, помещение и слушателя.

Режим DVD SSM расшифровывается как Small Speaker Mode. Аналогичен опции Bass Redirection у звуковых карт семейства Live! 5.1. Позволяет установить "повыше" частоту среза фильтра низких частот для канала сабвуфера. При этом саб помогает остальным колонкам воспроизводить низкие частоты, если они не могут или не хотят этого делать. :) Может быть с успехом использован не только при просмотре фильмов, но и в играх.



Содержание раздела