Основы компьютерной музыки

         

Глава 5.7. Интерактивный синтезатор фраз



Интерактивный синтезатор фраз Interactive Phrase Synthsizer — очень мощный и достаточно сложный инструмент. У нас сложилось мнение, что до конца его возможности никому неизвестны. Самые очевидные возможности — это все функции арпеджиатора плюс любые обыгровки ваших аккордов, мелодий и т. п. С помощью Interactive Phrase Synthsizer можно получить что-то вроде импровизации, причем в любом ладу или по образцу стиля какого-нибудь композитора. Если вы не очень хорошо владеете клавишными инструментами, то в некотором смысле вы получите технически совершенного помощника. Конечно, научиться пользоваться Interactive Phrase Synthsizer можно только долго практикуясь. Поэтому мы только расскажем, как работают его блоки, а дальше вы сами решите,


как его можно использовать в вашем творчестве.

Окно Interactive Phrase Synthesizer открывается одноименной командой из меню Panels и выглядит следующим образом.

Для того чтобы привести синтезатор Interactive Phrase Synthsizer (в дальнейшем IPS) в рабочее состояние, необходимо нажать Active в верхнем правом углу и один из переключателей — IPS А или IPS В. Эти два переключателя говорят о том, что на самом деле у нас не один IPS, а целых два, причем вы можете с ними работать по отдельности, настраивая каждый по-разному, а также одновременно с двумя. Для того чтобы начать работу с IPS, нужно записать какую-нибудь фразу в обычном окне аранжировки. Дальше с помощью команды Convert to IPS Phrase из меню Functions конвертируйте записанную фразу в IPS. Перед вами появится диалоговое окно Copy Part to Phrase (рис. 5.60), выберите в раскрывающемся списке позицию Empty и нажмите кнопку ОК — ваша фраза будет запомнена.

Теперь перейдем к изучению окна Interactive Phrase Synthsizer. Как вы уже обратили внимание, окно состоит из 12 условных блоков.

  • Phrase Input — в списке Phrase вы выбираете вашу записанную фразу, в списке Length — количество тактов, которые будете использовать в работе, в списке Notes — количество нот, а в поле Numbers — количество использованных нот. Последний параметр означает, что IPS назначает нотам свои порядковые номера, и с этим параметром мы советуем вам поэкспериментировать.
  • Interpreter — в списке Mode можно выбрать следующие режимы сортировки:
    • Sort Normal — IPS сортирует не только ноты, записанные вами во фразе, но и те ноты, которые вы будете играть на MIDI-клавиатуре, в данном случае ноты, приходящие с клавиатуры, будут заменять ноты, записанные во фразу, но в том же ритме. В этом режиме предпочтительно играть аккордами, потому что если в вашей фразе записано 6 нот, а вы сыграете 5 или 4, IPS на недостающие ноты сыграет паузу — какая нота превратится в паузу, зависит от сортировки нот во фразе и в нажатых аккордах;
    • Sort Replace — работает так же, как и предыдущая команда, только вместо пауз будет звучать первый номер из сортировки фразы;
    • Sort Skip — отсутствующий номер будет заменятся следующим по списку;
    • Transp. Ret. — фраза будет начинаться сначала каждый раз, как только будет нажата клавиша на MIDI-клавиатуре, но тональность фразы будет меняться в зависимости от нажатой клавиши;
    • Transpose Continue — останавливает игру при отпускании клавиши, а при нажатии начинает игру с того места, где остановился. Тональность меняется так же, как и в предыдущем варианте;
    • Mute Play — что-то звучит только тогда, когда нажатые клавиши совпадают с записанными по всем параметрам (высота, октава);
    • Repead — играются все нажатые вами клавиши, но только в ритме записанной вами фразы.

При нажатой кнопке Hold фраза всегда доигрывается до конца, даже если вы попытаетесь нажать еще какие-либо клавиши на MIDI-клавиатуре. При нажатой кнопке Loop ваша фраза будет повторяться бесконечно, пока вы ее не выключите или не нажмете клавишу <Пробел>. Если эта кнопка будет нажата вместе с первой кнопкой, фраза будет повторяться бесконечно, вне зависимости от ваших действий на MIDI-клавиатуре. Если нажата кнопка Retrigger, ваша фраза будет начинаться с начала при каждом нажатии на MIDI-клавиатуре. При нажатии кнопки S игнорируются все другие установки.

  • MIDI Input — список Sort определяет, как IPS будет нумеровать события записанной вами фразы:
    • Loves Note — ноты сортируются в соответствии с высотой, т. е. самая низкая нота будет первой и т. д.;
    • Highest — все наоборот;
    • Lowest Velosity — сортировка от самой низкой ноты к самой высокой;
    • Highest Velosity — сортировка по громкости наоборот;
    • Last Note — ноты сортируются в порядке, обратном записанному;
    • First Note — сортировка происходит в порядке записанных нот;
    • Thru — если эта кнопка включена, вы слышите одновременно фразу и то, что вам захочется сыграть в этот момент; следующие два поля определяют диапазон, в котором IPS будет реагировать на вашу игру.
  • Modulator 1/2 — данные блоки работают одинаково, поэтому будут объединены в описании.
  • FO — при активизации этого списка появляется блок из 12 кнопок-переключателей :
  • первая — кнопка Off/On — включить/выключить функцию;
  • вторая читает список от начала к концу, в зависимости от параметра Freq (все дальнейшее — в такой же зависимости);
  • третья читает список от начала до конца, а потом обратно;
  • четвертая — переключения между двумя нотами с разной частотой;
  • пятая читает ноты от конца к началу;
  • шестая читает ноты в случайном порядке;
  • седьмая воспроизводит начало фразы, потом — конец фразы, потом — середину фразы и возвращается к началу фразы;
  • восьмая воспроизводит ноты от начала к концу, но в другом темпе;
  • девятая считывает ноты, начиная от средней ноты, то вправо, то влево;
  • десятая, одиннадцатая и двенадцатая — это надо послушать, лично для нас результат совершенно необъясним.

В поле Frequency — определяется скорость чтения фразы (в процентах).

  • В поле Ampl определяется амплитуда изменения модуляций от значения, установленного в поле Min, до значения, установленного вами в поле Ampl.
  • В списке Best вы можете выбрать те события, которые будут обрабатываться.
  • Блоки Dynamics, Pich и Rhythm — эти блоки можно считать блоками эффектов потому, что они ничего не меняют во фразе, а только добавляют новые виды обработки. Мы не будем описывать работу этих блоков, по знакомым уже терминам вы сами определите, что это такое. Да и честно говоря, читая руководство по программе и потом, сопоставляя полученные результаты с заявленными, мы много раз сталкивались с тем, что это не одно и то же.
Содержание раздела