Справочник по компьютерной графике и звуку

         

Баланс цветов



Баланс цветов

Иногда, несмотря на все старания, все же не удается отстроить цветопередачу путем коррекции яркости-контраста. Попробуем применить команды коррекции цвета.
На рисунке 1.84 показано диа-поговое окно первой из них - команды Color Balance (Ctrl-B). Переводится это название как цветовой баланс. Почему именно так, вы поймете, взглянув повнимательнее на движки в средней части диалогового окна.
Если на изображении в целом или в выделенном фрагменте многовато красного, мы возьмемся за движок Red и потащим его влево, чтобы уменьшить яркость красного. Но одновременно это будет означать увеличение голубого (Cyan). Вот такой баланс.

Точно так же, увеличивая количество зеленого (G) и синего (В), мы тем самым уменьшаем количество пурпурного (Magenta) и желтого (Yellow). Почему это так?
Потому что данные пары цветов противоположны друг другу: инвертировав изображение (сделав из него негатив по комбинации Ctrl-i), вы увидите, что красный превращается в циан, зеленый - в мадженту, а синий - в желтый. Такие цвета называются дополнительными.
Если сложить яркости дополнительных цветов по каждому из цветовых каналов, то мы везде получим 100 % (255). То есть смешивая в банке две краски противоположных цветов, мы получим черный цвет (модель CMYK), а смешивая их же на экране (то есть по модели RGB) - белый.
Существует такая очень наглядная схема - цветовой круг, которая многие вещи проясняет. Это сплошная радуга с плавными переходами цветов от красного и до красного со всеми остановками. Мне придется ограничиться упрощенной черно-белой схемой (рис. 1.85), на которой не видно цветов и нет плавных переходов, зато видно, что красному цвету (R) на круге противостоит голубой (С), зеленому (G) - ма-Джента (М) и так далее.
Другое важное свойство цветового круга. Каждый из цветов получается смешиванием двух соседних: красный - смешиванием мадженты с желтым, желтый - смешиванием красного с зеленым... Отсюда еще одна важная закономерность цветокоррекции: избыток красноты на фотографии можно компенсировать не только уменьшением красной составляющей, но и уменьшением мадженты и желтого.

Казалось бы, какая разница? Однако же разница есть, и весьма существенная. Перемещая влево движок Red (а значит, уменьшая яркость красного), мы снижаем и общую яркость изображения (возвращаемся снова к окошку ба-ланся цветов). А перемещая вправо движки Magenta и Yellow (уменьшая пурпурную и желтую составляющие), мы на самом деле увеличиваем яркость зеленого и синего. А значит, и общую яркость изображения. Таким образом, у нас появляется возможность, исправляя цветопередачу, не сильно портить яркость и контраст.
Эти вещи стоит знать, но о них можно особо не задумываться, если поставить галочку в строке Preserve Luminosity (сохранить яркость). Поставили и расслабились: пусть теперь Photoshop об этом думает, пусть сам мудрит, соображая, на сколько процентов нужно увеличить один канал и уменьшить два других, чтобы общая яркость изображения осталась неизменной.
Если же вас не устроят плоды его трудов, уберите галочку и сделайте лучше!
Важной особенностью команды Color Balance является возможность раздельной регулировки цветового баланса в темных частях изображения (Shadows, тени), в нормальных (Midtones, средние тона) и в самых светлых (Highlights)'. Таким способом мы сможем попытаться компенсировать неоднородные искажения цвета - такие, когда в темных местах искажение сильнее, чем в светлых или в середине диапазона.
Для автоматической коррекции цветов в Фотошопе есть команда Auto Color (Shit-Ctrl-B). В ряде случаев она может давать вполне пригодные результаты (иногда ее стоит применять после команды Auto Levels или Auto Contrast). Но при наличии пресловутых бананов на первом плане пасует и она.



Содержание раздела