Справочник по компьютерной графике и звуку

         

Работаем со звуком



Работаем со звуком

Собираясь писать живой звук, даже планируя обойтись вообще без использования MIDI, все равно сделайте с помощью MIDI некую заготовку, под которую ваши музыканты без особого труда сыграют свою партию, четко понимая, в каком месте композиции они находятся и что последует дальше.
Обычно в заготовку пишут мелодию, бас, какой-то ритмический инструмент (фортепьяно, ритм-гитару), а также барабаны. Тщательно придумывать партии для заготовки не надо, но аккорды надо брать верные, каждую партию выровнять по громкости и квантизовать, особо не думая о каком-то разбалансе по громкости и местоположению: для заготовки важнее всего четкость и ясность.
В окошке Tempo установите темп, а в окне Tempo View изобразите перемены темпа. Сбалансируйте громкости инструментов - регуляторами Vol в настройках дорожек.
После этого можно приступать к записи. В главе «Начинаем запись» я уже говорил вам о том, что необходимо добиться, чтобы музыкант хорошо слышал и себя, и метроном, и заготовку. Кстати говоря, при наличии четко сделанной заготовки метроном может оказаться не нужен.
Кроме того, если пишете басиста, отключайте партию MIDI-баса, чтобы она ему не мешала, если пишете ритм-гитариста - отключайте MIDI-ритм.
Кто-то попросит вас убрать MIDI-барабаны, оставить метроном, a KTU-IU n« оборот... Это (и многое другое) выясняется по ходу работы, всего заранее не предусмотришь.
При записи желательно оставлять несколько вариантов каждой из партий. Если какое-то место сыграно нечетко, можно будет вставить кусочек из другого дубля, благо редактура у нас возможна какая угодно и сколько угодно раз. Во всяком случае, смонтировать одну годную партию из трех-пяти дублей проще, чем добиваться того, чтобы музыкант или певец исполнил все от начала и до конца четко, с кайфом, драйвом, да еще и без ошибок. Нет, ну конечно, встречаются такие мастера, которые это умеют, но, во-первых, встречаются они довольно редко, во-вторых, услуги их стоят довольно дорого, а в-третьих, все равно возможны чисто технические накладки.
К тому же некоторых музыкантов записать сразу просто невозможно. Вокальную партию какой-нибудь из наших звезд эстрады, как передают, иной раз приходится монтировать по кусочкам из нескольких десятков дублей1. Впрочем, я в этом не участвовал, врать не буду.
В сонаровский проект на аудиодорожку можно вставлять wav-файлы, записанные в других программах, например в Sound Forge. Делается это командой File > Import > Audio, клип появляется на активной (выбранной) дорожке начиная от положения курсора. Важно только, чтобы файлы эти изначально были синхронны, чтобы их можно было совместить в одном проекте.
Очень не вовремя сыгранные ноты можно отрезать и подвинуть под ритм (см. главу «Редактирование аудиодорожек») - либо под тактовую сетку, либо под другой инструмент, если решено всю картину строить под него. В последнем случае стоит развернуть в окне проекта не только дорожки монтируемого инструмента, но и того, под который вы хотите все подравнивать. Некоторые инструменты, такие как бас или барабаны, дают четкую форму волны, под которую легко подвинуть звук другого инструмента. Надо только взять достаточно крупный масштаб по оси времени.
Но в каком месте резать и насколько двигать, это вы должны определить сами. Тут можно очень сильно не угадать - в одном месте поставили вовремя, а в другом из-за этого все оказалось совсем неритмично... И выяснится это далеко не сразу. Например, на следующий день: послушали, что намонтировали, и ужаснулись...
Так что не спешите соединять клипы командами Bounce to Clips и Bounce to Track, оставьте себе возможность все переделать малой кровью, не вспоминая печальное присловье: «на колу мочало, начинай сначала».



Содержание раздела