Командой Effects > Amplitude > Stereo Field Rotate открывается окно Stereo Field Rotate (рис. 6.14).
Рис. 6.14. Диалоговое окно Stereo Field Rotate
С помощью опций окна Stereo Field Rotate можно не только создать эффект одновременного перемещения всех источников звука по стереопанораме вправо-влево, но и действительно, заставить вращаться стереополе вокруг головы слушателя Если прослушивать обработанную таким эффектом композицию с помощью высококачественных наушников и при этом еще закрыть глаза, то вы непременно поймаете себя на том, что подсознательно будете напрягать глазные мышцы, пытаясь "отследить" перемещение того источника звука, на котором сконцентрируете свое внимание Столь силен эффект Но и это еще не все. Задав траекторию движения стереополя, охватывающую все 360° (рис. 6.14), вы получите действительно звук, вращающийся вокруг вашей головы. Конечно, это не настоящий sunound-sound, требующий не менее 6 каналов воспроизведения. Это его имитация, основанная на внесении небольших относительных задержек (фактически фазовых сдвигов) в компоненты сигналов, поступающие в правый и левый стереоканалы. Но все равно результат впечатляет, хотя в моменты, когда средний канал оказывается в тылу, ощущение бывает не из приятных. Кажется, будто граница всего звукового мира совпадает с затылочной частью головы, барабанщик отбивает ритм буквально "по мозгам" и даже приятный женский вокал вполне может "проесть плешь", если надолго зафиксируется в задней акустической полусфере.
Итак, рассмотрим окно Stereo Field Rotate. По традиции, сложившейся в Adobe Audition, основную работу по преобразованию аудиофайла выполняют в координатном поле с помощью интерактивного графика. Изменение формы графика производится известным вам способом: щелчком на линии создается узел, который затем буксируется мышью в точку с необходимыми координатами. Чем больше узлов, тем более сложный закон перемещения стереополя вы можете задать. При установленном флажке Spline Curves график аппроксимируется гладкими кривыми.
По горизонтальной оси координат отложено время. Если флажок Loop Graph сброшен, то пределы изменения времени совпадают с протяженностью выделенного участка волновой формы. По вертикальной оси в градусах отложены значения угла поворота стереополя. Средина вертикальной оси помечена нулем. Верхняя половина оси соответствует движению стереополя влево, нижняя — вправо. Пределы изменения максимального углового перемещения стереополя задаются в раскрывающемся списке Range. Возможные значения — 45°, 90°, 180° и 360°. Результат применения данного эффекта отчасти зависит от стереофонических свойств исходной фонограммы. Большинство композиций, созданных непрофессионалами, не отличается широкой стереобазой. Перемещение поля в пределах первых двух значений углов для таких фонограмм означает "качание" стереообраза в границах традиционной стереопанорамы. Предел 180°, вероятнее всего, будет соответствовать кажущемуся расширению стереобазы. И лишь изменение графика в пределах от 0° до 360° или от 0° до —360° действительно приведет к вращению стереополя.
Если на уровне нулевой отметки нарисовать горизонтальную линию, то такой график будет соответствовать отсутствию вращения стереополя.
Не поймите, что при этом сигнал станет монофоническим. Если вы прослушаете композицию, обработанную эффектом, то убедитесь, что в нее просто не внесено никаких изменений. Музыкальные инструменты, располагавшиеся в левой части панорамы, остались слева, в правой — справа, а центр как был, так и остался "прямо по курсу".
Заставить всю звуковую картину, все стереополе сдвинуться с места можно, отклонив весь график или хотя бы отдельные его точки от горизонтальной линии нулевого уровня. Например, график, представленный на рис. 6.15, соответствует ситуации, когда стереообраз смещен влево на угол 20° и статичен во времени.
Рис. 6.15. Стереообраз смещен влево на 20° и статичен
А если нарисовать график, подобный показанному на рис. 6.16, то стереообраз в процессе развития композиции будет совершать колебательное перемещение по панораме в пределах ±20°.
Рис. 6.16. Стереообраз колеблется в пределах ±20°
Рассмотрим оставшиеся элементы интерфейса окна Stereo Field Rotate.
При установленном флажке Invert Left/Right левая и правая половины стереопанорамы поменяются местами.
Кнопка Flat служит для приведения графика в исходное состояние (прямая горизонтальная линия, расположенная на нулевом уровне).
В поле, расположенном справа от кнопки Flat, отображаются координаты курсора (когда он находится в пределах координатного поля).
Если установить флажок Loop Graph, то становятся доступными раскрывающийся список и поле ввода, находящееся под этим флажком. Вместе взятые данные три опции позволяют организовать циклическое повторение на протяжении всей композиции такого перемещения стереополя, которое задано для отдельного ее фрагмента.
Расскажем об этой возможности подробнее. Обратите внимание: как только вы установите флажок Loop Graph, пределы горизонтальной шкалы тут же изменятся. По умолчанию в раскрывающемся списке выбрана строка Period (sec), а в поле введено число 1 (рис. 6.17). Горизонтальная шкала при этом отградуирована в долях секунды, а ее предел равен 1 с. Дело в том, что в главном окне программы до начала работы с окном Stereo Field Rotate был выделен фрагмент волновой формы, длительность которого составляет 1 секунду. Это означает, что все перемещения стереополя, заданные графиком, будут укладываться в одну секунду. В течение второй и последующих секунд они будут периодически повторяться (до самого окончания композиции).
Рис. 6.17. Организовано циклическое перемещение стереополя
График и параметры, представленные на рис. 6.17, соответствуют следующему перемещению стереополя: в начале каждой очередной секунды стереополе будет находиться в исходном состоянии, к средине каждой секунды оно будет повернуто влево на 10°, к концу секунды возвратится в исходное состояние Сколько таких циклов уложится на всем протяжении композиции? Узнать ответ на данный вопрос вы можете, выбрав в раскрывающемся списке строку Total Cycles. В нашем примере по длине композиции уложится 10 односекундных циклов, потому что ее длительность составляет 10 секунд.
Когда в раскрывающемся списке выбрана строка Total Cycles, вы можете не только узнать, сколько циклов перемещения стереополя будет в композиции, но и задать это число. А длительность периода цикла программа сосчитает автоматически. Например, мы задали 100 циклов, и программа сосчитала, что период будет равен 0,1 с. А узнали мы это, вновь выбрав в раскрывающемся списке строку Period (sec). В раскрывающемся списке есть еще две строки. Вы можете, например, задать частоту циклических колебаний стереополя, выбрав строку Freqency (Hz). Если вы хотите, чтобы пульсации стереополя усиливали воздействие на слушателей ритма композиции, есть смысл синхронизировать их с темпом, выбрав строку Tempo (bmp).
Все четыре параметра: период, частота, темп и количество циклов перемещения поля — жестко взаимосвязаны. При изменении одного из них программа автоматически пересчитывает остальные. Правда, по горизонтальной оси графика в любом случае откладывается время, а максимальное его значение соответствует текущему периоду цикла.
В списке пресетов вы найдете следующие варианты:
Перед тем как обрабатывать волновую форму эффектом Stereo Field Rotate, необходимо несколько понизить общий уровень аудиосигнала, например, воспользовавшись окном Amplify. В большинстве случаев будет достаточно применения пресета 3dB Cut. Если не сделать этого, то могут появиться искажения сигнала, вызванные переполнением разрядной сетки при сложении значений отсчетов. Искажения (в случае их возникновения) можно заметить в главном окне. На них непосредственно будет указывать изменение вида волновой формы (появятся участки, где она ограничена по амплитуде). Искажения такого типа видны и в окне Phase Analysis. В сложном переплетении фигур появятся отдельные штрихи, содержащие отрезки прямых линий.
Мы рассказали вам о средствах преобразования стереообраза, имеющихся в программе. На данном этапе работы над описываемым в книге проектом мы не можем применить их к тому файлу, который выбран в качестве примера, потому что он пока монофонический.