Обработка звука в Adobe Audition 1.5

         

Dynamic Range Processing — универсальная динамическая обработка

Диалоговое окно Dynamic Range Processing (рис. 7.1) открывается командой Effects > Amplitude > Dynamics Processing. Окно представляет собой внешнюю, видимую часть универсальной виртуальной динамической обработки. В зависимости от выбранных значений параметров она может быть гейтом, компрессором, экспандером, лимитером и деэсером. Причем вид обработки и значения параметров вы можете задавать как графическим путем, так и численно.



Рис. 7.1. Диалоговое окно Dynamics Range Processing
(вкладка Graphic)

В диалоговом окне Dynamic Range Processing имеются 4 вкладки:

  • Graphic — служит для изменения характера и параметров динамической обработки графическим путем;
  • Traditional — служит той же цели, что и вкладка Graphic, но управление параметрами производится традиционным (численным) способом;
  • Attack/Release — предназначена для выбора параметров, влияющих на процесс включения и выключения процедуры динамической обработки;
  • Band Limiting — обеспечивает выбор обрабатываемого частотного диапазона.

Вкладка Graphic

Рассмотрим вкладку Graphic диалогового окна Dynamic Range Processing, представленную на рис. 7.1.

Значительное пространство на этой вкладке занимает координатное поле. По горизонтали отложены значения уровня входного сигнала в децибелах, по вертикали — выходного (тоже в децибелах). Таким образом, график показывает, какой уровень выходного (обработанного) сигнала соответствует некоторому заданному уровню входного (необработанного) сигнала. По сути дела, этот график — амплитудная характеристика устройства динамической обработки.

Если график представляет собой прямую линию, проходящую из нижнего левого угла рабочего поля в его верхний правый угол (как на рис. 7.1), это означает, что динамической обработки сигнала нет. Каков уровень входного сигнала, таков и уровень сигнала выходного.

Подведя к графику указатель мыши и нажав левую кнопку, вы создадите узел (точку возможного перегиба графика). Не отпуская кнопку мыши, перемещайте указатель мыши, при этом координаты узла будут отображаться под рабочим полем. Отпустив кнопку мыши, вы тем самым зафиксируете положение узла, а параметры динамической обработки, соответствующей созданному вами графику, появятся в информационном поле, находящемся справа от координатной плоскости. Каждый узел описывается двумя строками. В начале строки приводится вид динамической обработки: стр (компрессирование) или ехр (экспандирование), далее — коэффициент преобразования динамического диапазона. В конце строки указывается диапазон значений уровня входного сигнала, в котором производится обработка. Например, запись

ехр     2 : 1     above     -30 dB

означает расширение динамического диапазона с коэффициентом 2:1 для значений входного сигнала выше —30 дБ. Запись



стр    1.8 : 1    below     -30 dB

следует понимать так: для значений входного сигнала ниже —30 дБ производится компрессия с коэффициентом 1,8:1.

График с такими параметрами представлен на рис. 7.2.



Рис. 7.2. Пример графика

Сделав двойной щелчок левой (или одинарный щелчок правой) кнопкой мыши на узле графика, вы откроете диалоговое окно Edit Point, в котором можно совершенно точно численным способом задать координаты узла.

Для этого в поле Input Signal Level нужно ввести значение уровня входного сигнала (координату узла на горизонтальной оси), а в поле Output Signal Level — значение уровня выходного сигнала (координату узла на вертикальной оси). Допустимый диапазон значений этих координат меньше нуля. Если вы ошибетесь и забудете ввести знак (минус), например, вместо -40 введете 40, то программа заменит недопустимое значение нулем. Чтобы узел исчез с графика, ничего не вводите в эти поля.

Кнопка Invert, расположенная на вкладке Graphic диалоговое окно Dynamic Range Processing, позволяет инвертировать график, т. е. заменить график на такой, который будет точной противоположностью исходному: там, где раньше производилась компрессия, будет экспандирование, и наоборот. На рис. 7.3 представлен результат изменения графика, приведенного на рис. 7.2, после нажатия кнопки Invert.



Рис. 7.3. Результат нажатия кнопки Invert

Инвертировать график можно только в том случае, когда он проходит через две угловые точки с координатами (—100,-100) и (0,0) и каждый узел расположен выше по сравнению со своим ближайшим соседом слева.

Если установлен флажок Splines, то "угловатый" график заменяется его сплайн-аппроксимацией (сглаживается). График, представленный на рис. 7.3, после замены реальной функции ее сплайн-аппроксимацией будет таким, как показано на рис. 7.4.



Рис. 7.4. График характеристики при установленном флажке Splines

Важно понимать, что при этом изменяется не только характер графика, но и фактическая зависимость выходной величины от входной.

Кнопка Flat возвращает график в состояние по умолчанию (превращает его в прямую линию, все промежуточные узлы уничтожаются).

Установив флажок Create Envelope Only и нажав кнопку ОК, вы создадите огибающую амплитуды волновой формы. Для того чтобы лучше представить себе, что такое огибающая амплитуды, сравните рис. 7.5 (исходный сигнал) и рис. 7.6 (огибающая амплитуды сигнала).



Рис. 7.5. Исходный сигнал



Рис. 7.6. Огибающая амплитуды сигнала

Видно, что полученный сигнал лишен тонального заполнения, характерного для исходной волновой формы. Исчезли все периодические колебания. Осталась только функция, график которой описывает закон изменения во времени амплитуды исходной волновой формы.

Можно сравнить не только графики, но и звучание исходного и полученного аудиофайлов. Скорее всего, вам не понравятся новые слуховые ощущения: кроме тресков и шелеста ничего не слышно. Но огибающая и не предназначена для того, чтобы ее слушали отдельно от тонального заполнения. Не случайно под надписью у флажка Create Envelope Only имеется приписка (preview as noise), поясняющая, что при предварительном прослушивании с помощью кнопки Preview в качестве заполнения огибающей используется шум. Это очень удачное решение, позволяющее на слух оценить "чистое", не замаскированное тональным заполнением слуховое впечатление от огибающей.

Огибающую можно скопировать или сохранить в файле. Это ведь все равно волновая форма, правда, звучащая специфически. Возникает закономерный вопрос: какая польза от этой, образно говоря, "кожи, снятой со звука"?

В дальнейшем огибающую можно использовать для синтеза качественно новых звуков, модулируя ею амплитуду другого звука. Например, можно взять на фортепиано ноту, записать этот звук, сформировать огибающую и промодулировать ею волновую форму, содержащую запись голоса вокалиста, исполняющего какую-нибудь ноту или даже целую фразу. В результате получится совершенно фантастический звук, который вряд ли сможет спеть певец даже, виртуозно владеющий голосом. Атака, поддержка, затухание — все фазы звука характерны для фортепиано, но вместо струны зазвучит человеческий голос.

Примечание
Вы можете использовать флажок Create Envelope Only (см. рис. 7.4) независимо от того, применяется ли динамическая обработка.

Вкладка Traditional

Вкладка Traditional (рис. 7.7) окна Dynamic Range Processing содержит ту же информацию о преобразованиях динамического диапазона, что и вкладка Graphic, но в числовой, а не графической форме.



Рис. 7.7. Вкладка Traditional диалогового окна Dynamic Range Processing

Переключатели, пронумерованные от 2 до 6, соответствуют узлам графика. Правда, узлов может быть и больше шести.

Справа от каждого переключателя расположен раскрывающийся список, в котором отображается характер преобразования динамического диапазона на участке графика, расположенном выше соответствующего узла. Содержимое этого списка можно редактировать, выбирая один из трех видов преобразования динамического диапазона: Expand (Расширение), Compress (Сжатие) и Flat (He изменяется).

В полях столбца Rations отображены значения коэффициента преобразования динамического диапазона. Их можно изменять, не только редактируя содержимое полей ввода, но и регулируя углы наклона отрезков прямых линий, составляющих график.

В полях столбца Thresholds можно отредактировать значения порогов (уровней, которым соответствуют узлы графика).

В поле Output Compensation (gain) вы можете изменить значение коэффициента усиления выходного сигнала, чтобы скомпенсировать изменение уровня сигнала при обработке эффектом.

Вкладка Attack/Release

На вкладке Attack/Release (рис. 7.8) диалогового окна Dynamic Range Processing вы можете отредактировать параметры усилительного и детекторного каналов [12] виртуального прибора динамической обработки.



Рис. 7.8. Вкладка Attack/Release
диалогового окна Dynamic Range Processing

В группе Gain Processor содержатся флажок Joint Channels (Обрабатывать оба канала совместно) и следующие поля для ввода:

  • Output Gain <...> dB — коэффициента усиления на выходе;
  • Attack Time <...> ms — времени атаки (для выходного сигнала);
  • Release Time <...> ms — времени спада (для выходного сигнала);

В группе Level Detector содержатся следующие поля для ввода:

  • Input Gain <...> dB — коэффициента усиления на входе детектора уровня;
  • Attack Time <...> ms — времени атаки (для входного сигнала);
  • Release Time <...> ms — времени спада (для входного сигнала).

С помощью переключателей Peak и RMS вы можете выбрать вид амплитудного детектора — пиковый или средне квадрата чески й соответственно [12].

В поле Lookahead Time <...> ms следует задать временной интервал, на который включение устройства динамической обработки должно опережать появление резкого перепада уровня сигнала.

Вкладка Band Limiting

На вкладке Band Limiting (рис. 7.9) диалогового окна Dynamic Range Processing можно задать нижнюю (Low Cutoff) и верхнюю (High Cutoff) граничные частоты обрабатываемого диапазона.



Рис. 7.9. Вкладка Band Limiting
диалогового окна Dynamic Range Processing

Опции этой вкладки позволяют подвергать динамической обработке не сигнал в целом, а только его отдельные спектральные составляющие. Например, при значениях параметров, представленных на рис. 7.9, динамическая обработка будет вестись в диапазоне частот, характерном для свистящих звуков в речи человека. Так реализован виртуальный деэсер.

В списке стандартных установок диалогового окна Dynamic Range Processing вы найдете реализации всех актуальных методов динамической обработки. Приведем краткую характеристику некоторых из них.

  • De-Esser (High S) — подавление свистящих звуков; компрессия сигналов с уровнем больше —30 дБ (коэффициент компрессии 3:1) в диапазоне частот 5,5—14 кГц.
  • De-Esser Hard — подавление свистящих звуков; компрессия сигналов с уровнем больше — 35 дБ (коэффициент компрессии 2,99:1) в диапазоне частот 4— 12 кГц.
  • De-Esser Light — подавление свистящих звуков; компрессия сигналов с уровнем больше -24 дБ (коэффициент компрессии 1,5:1) в диапазоне частот 4—12 кГц.
  • De-Esser Medium — подавление свистящих звуков в диапазоне частот 4— 12 кГц.
  • Gate That Compressor! (-50 Thr) — сложная динамическая обработка, сочетающая гейт, экспандер и компрессор. Полное подавление сигналов с уровнем меньше —50 дБ; расширение динамического диапазона сигналов с уровнем от —50 до — 45,7 дБ (коэффициент экспандирования 14,38:1); расширение динамического диапазона сигналов с уровнем от —45,7 до —24 дБ (коэффициент экспандирования 1,62:1); компрессия сигналов с уровнем больше —24 дБ (коэффициент компрессии 5,45:1). При этом отсекаются шумы, поднимается уровень тихих звуков, снижается уровень громких звуков. Может пригодиться для улучшения качества звучания фонограмм, записанных на магнитную ленту.
  • Noise Gate @ 10dB — обработка "шумовые ворота"; компрессия сигналов с уровнем меньше —19,6дБ (коэффициент компрессии 18,7:1); расширение динамического диапазона сигналов с уровнем от —19,6 до —10 дБ (коэффициент экспандирования 8,93:1).

Чтобы не затруднять понимание сути обработок, среди характеристик стандартных установок мы не стали приводить временные параметры виртуального усилителя и детектора уровня сигнала. Их можно увидеть на вкладке Attack/Release.


Содержание раздела