Обработка звука в Adobe Audition 1.5

         

Знакомимся с эффектом Chorus

Хорус (Chorus) проявляется как эффект исполнения одного и того же звука или всей партии не одним-единственным инструментом или певцом, а несколькими. Искусственно выполненный эффект является моделью звучания настоящего хора. В том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведение, сомнений, вероятно, нет ни у кого.

С одной стороны, голоса певцов и звуки инструментов при исполнении одинаковой ноты должны звучать одинаково, и к этому стремятся и музыканты, и дирижер. Но из-за индивидуальных различий источников звук все равно получается разным. В пространстве, тракте звукоусиления и в слуховом аппарате человека эти слегка неодинаковые колебания взаимодействуют, образуются так называемые биения. Спектр звука обогащается и, самое главное, течет, переливается.

Можно считать, что предельным случаем хоруса является одновременное звучание слегка отличающихся по частоте двух источников — унисон. Унисон был известен задолго до появления синтезаторов. В основе сочного и живого звучания двенадцатиструнной гитары, аккордеона, баяна, гармони лежит унисон. В аккордеоне, например, звук каждой ноты генерируется узлом, содержащим два источника колебаний (язычка), специально настроенных "в разлив" — с небольшой (в единицы герц) разницей в частотах. В двенадцатиструнной гитаре звук извлекается одновременно из пары струн. Разница в частотах образуется естественным путем из-за невозможности идеально одинаково настроить струны инструмента.

Вот именно наличие этой ничтожной разницы в частотах голосов певцов или инструментов и служит причиной красивого звучания унисона (для двух голосов) или хоруса (для голосов, числом более двух).

В цифровых электромузыкальных инструментах, напротив, частоты пары генераторов могут быть получены абсолютно равными друг другу. В таком звучании отсутствует жизнь, потому что оно слишком правильное. Для оживления электронного звучания и для создания впечатления игры нескольких инструментов и используют хорус.

Существует довольно много разновидностей алгоритмов хоруса. Но все они сводятся к тому, что:

  1. Исходный сигнал разделяется на два или несколько каналов.
  2. В каждом из канаяов спектр сигнала сдвигают по частоте на определен ную для каждого канала величину (частотные сдвиги очень малы, они составляют доли герца).
  3. Сигналы, полученные таким способом, складывают.

В результате получается сигнал, в котором звуковые волны как бы "плывут" с разными скоростями. Один раз за время, пропорциональное произведению периодов колебаний разностных частот, сигналы сложатся в фазе, и образуется "девятый вал" — максимум огибающей звуковых колебаний, один раз за это же время канальные сигналы сложатся в противофазе, и получится "впадина между волнами" — минимум огибающей. Спектр сигнала непрерывно изменяется, причем период полного цикла этого изменения столь велик, что повторяемость спектральных свойств сигнала не ощущается.

Хорус — это один из способов создания эффекта присутствия, т. е. выделения голоса певца или звука инструмента на фоне аккомпанемента. Вы можете также использовать хорус, чтобы создать эффект псевдостереофонического звучания монофонического аудиофайла или обогатить гармонию вокальной партии.

Хорус настолько украшает звучание инструментов, что ныне он стал одним из эффектов, имеющихся практически в каждом синтезаторе и во многих звуковых картах Обработка аудиосигнала звуковыми редакторами позволяет получить очень много разновидностей этого эффекта. Вместе с тем, не следует чрезмерно увлекаться им, т. к это может привести к ухудшению разборчивости звучания голоса, к "засорению" акустической атмосферы композиции

Команда Effects > Delay Effects > Chorus открывает диалоговое окно эффекта Chorus (рис 8.1)



Рис. 8.1. Диалоговое окно эффекта Chorus

В Adobe Audition применяется метод прямого моделирования эффекта Chorus: из каждого исходного голоса формируются новые голоса, звучание которых отличается от оригинала за счет неглубокой модуляции частоты и сдвига по времени, а также за счет псевдослучайного интонирования Пространственную протяженность и даже некоторую объемность эффекту придает наличие обратной связи в алгоритме обработки

Рассмотрим опции окна Chorus, представленного на рис 8.1.

В группе Chorus Characteristics сосредоточены опции, определяющие параметры эффекта.

В поле Thickness <...> Voices указывается количество голосов, участвующих в формировании эффекта Chorus.

Для управления параметрами хоруса служат следующие ползунковые регуляторы и поля ввода.

  • Max Delay — максимальное временное рассогласование (задержка) голо сов. Рекомендуется устанавливать эту величину в пределах 15—35 мс. Если установлено очень маленькое значение, то все голоса начнут объединяться в оригинал, и может возникнуть неестественный эффект, напоминающий флэнжер (см.
    Содержание раздела